Elizabeth Taylor (Элизабет Тэйлор )

Elizabeth Taylor (Элизабет Тэйлор ) Родилась 27.02.1932, Хэмпстед, Лондон, Великобритания.

Американская актриса

Лауреат премии "Оскар" (1960, 1968)
Является кавалером ордена Британской империи II степени (2000)
Награждена специальным призом "За большой вклад в развитие мирового кино" (1982)


Детство, юность

Элизабет Тэйлор, полное имя Элизабет Роземонд Тэйлор, родилась 27 февраля 1932 года в Хэмпстеде, в богатом пригороде Лондона. Мама Элизабет – Виола Вармбронт была дочерью немецких иммигрантов и не слишком удачливой актрисой с псевдонимом Сара Созерн, а отец, Фрэнсис Тэйлор, был единственным сыном эмигрантов из Ирландии. Перед самым началом Второй Мировой войны, в 1939 году семья переехала в Калифорнию, в Беверли Хиллс, где ее отец открыл картинную галерею.

Элизабет была поразительно красивым ребенком с волосами цвета воронова крыла и фиолетовыми глазами. Девочка поступила в Байроновскую школу в Голливуде, где ее одноклассниками были дети кинозвезд и киномагнатов. В девятилетнем возрасте Элизабет дебютировала в картине "Каждую минуту рождается человек" в роли юной всадницы Глории. Маленькая актриса быстро познала, что такое успех.

Начало кнокарьеры

Влиятельная американская киностудия "MGM" заключила контракт с Элизабет Тэйлор, когда ей исполнилось только 11 лет, а в 12 лет одаренная девочка снялась в фильме 1943 года "Лэсси возвращается домой", где Лиз прекрасно сыграла роль очаровательной Присциллы.

На следующий год начинающая актриса сыграла десятилетнюю девочку Бетси в фильме "Белые скалы Дувра" и в картине "Национальный бархат" выступила в роли Вельвет Браун, и в этом же году Элизабет снялась в мелодраме режиссера Роберта Стивенсона "Джейн Эйр" в блестяще сыгранной роли Хелен Бернс. Это экранизация романа Шарлоты Бронте о взаимной любви гувернантки Джейн Эйр и ее хозяина Эдварда Рочестера. Благодаря сильному актерскому составу фильм был обречен на успех, в драме с блеском снимались звезды тех лет: Джоан Фонтэйн, Орсон Уэллс, Пегги Энн Гарнер.

Юная актриса стала широко известна и кинокритики сошлись во мнении, что перед ними восходящая звезда Голливуда. В 1946 году молодая девушка исполнила роль Кэтрин Элеанор Меррик в фильме "Храбрость Лэсси". Следующий год принес молодому дарованию сразу две картины: "Синтия" и "Жизнь с отцом". В первом фильме она сыграла Синтию Бишоп, а во втором снялась в роли Мэри Скиннер.

После выхода фильма в 1948 году "Свидание с Джуди", где Тэйлор продемонстрировала свой талант в роли Кэрол, публика перестала видеть в Элизабет Тэйлор подростка и к ней начали "свататься" самые видные режиссеры, на перебой, предлагая завидные роли. И так в 1949 году Тэйлор сыграла свою первую "взрослую" роль со своим другом Робертом Тейлором в фильме "Заговорщик".

1950-е годы

Сначала кинокритики отнеслись весьма скептически к актерскому таланту юной красавицы, но участие актрисы в 1951 году в драме режиссера Джорджа Стивенса "Место под солнцем" с известным Монтгомери Клифтом заставило их изменить свое мнение. В красивой картине, где бедный родственник богатого промышленника, Джордж знакомится с красивой девушкой Анджелой, которую блестяще и сыграла Элизабет Тейлор.

Последующие годы принесли Элизабет Тэйлор несколько фильмов, ее кинокарьера неудержимо рвалась вверх. В 1953 году был фильм "Рапсодия", где роль темпераментной Луизы успешно и отыграла Тэйлор и картина "Девушка, у которой было все", молодая актриса удачно выступила в роль прижимистой Жаны.

1954 год стал тоже щедрым на интересные предложения и режиссеров, и продюсеров. Элизабет Тэйлор приняла участие в трех культовых кинопроектах: в фильме "Прогулка на слоне" о приключениях девушки Рут Уили, героини Тэйлор. В картине "Когда-то в Париже" она появилась в роли сердцеедки Хелен. И эпохальная лента "Бо Браммелл", где Элизабет Тэйлор успешно появилась в кадре в главной роли юной Патриции. Через два года, в 1956 году, Элизабет вместе с Джеймсом Дином снялась в культовом фильме "Гигант", где она блестяще сыграла Лесли.

Тэйлор не имела специального актерского образования, не всегда владела сценическими приемами ремесла, но она интуитивно угадывала, как должны вести себя в той или иной ситуации ее героини. Это-то и нравилось строгой критике, прельщало режиссеров к талантливой актрисе.

Отработав в 1957 году главную роль Сюзанны Дрейк в запоминающейся картине "Округ Рейнтри", актриса была приглашена легендарным Ричардом Бруксом в кинопроект "Кошка на раскаленной крыше" - экранизация одноименной пьесы Теннесси Уильямса, снятый в 1958 году. Фильм принес талантливой актрисе и главную роль соблазнительной Кошки Мэгги, и приятное общение с актерами Полом Ньюменом, Джудитой Андерсон и Берли Айвс на одной съемочной площадке.

Следующим же шагом в карьерном росте актрисы стала весьма заметная роль в интересном по своему сюжету фильме "Внезапно, прошлым летом". В этой интригующей мелодраме 1959 года режиссера Джозефа Лео Манкевича, повествующей о богатой вдове Миссис Венэйбл, которая запланировала построить больницу в Новом Орлеане для государственного приюта, Элизабет Тэйлор сыграла очаровательную Кэтрин Холи в звездной команде с Кэтриной Хепберн и Альбертом Деккером.

А спустя год Тэйлор вновь удачно засветилась в оскароносной роли элитной проститутки Глории Вэндроуз, для заказа интимных услуг которой нужно было всего то попросить оператора соединить с "Баттерфилд 8", о чем и говорило само название мелодрамы, снятой по одноименному роману Джона О’Хара - "Баттерфилд 8". В ленте так же приняли участие талантливые Лоуренс Харви, Эдди Фишер и Бэтти Филд. Сама же Элизабет Тэйлор и ее тогдашний муж Эдди Фишер, несмотря на колоссальный успех проекта, ненавидели этот фильм. В этом же фильме, правда, эпизодическую роль продавца в ювелирном магазине исполнила знаменитая Ива Арденн.

1960–е годы

Новый, неоспоримый виток кинославы известной актрисы начался в 1963 году после выхода на экраны исторического фильма "Клеопатра", грандиозного по масштабу совместного кинопроекта производства США, Великобритании и Швейцарии, за который актриса получила неслыханный по тем временам гонорар в миллион долларов. Впрочем, поначалу она вовсе не хотела сниматься в "Клеопатре", но продюсер Уолтер Уэнжер не видел в этой роли никого другого, хотя студия и предлагала кандидатуры Мэрлин Монро, Одри Хепберн и Джоан Коллинз.

После главной роли Клеопатры Элизабет стала поистине "звездой". Это с ее легкой руки после выхода фильма в моду вошли "глаза Клеопатры" с сильной черной подводкой. Хотя фильм так и не окупился в прокате, популярный блокбастер познакомил Тэйлор с английским актером Ричардом Бартоном, который стал ее пятым мужем.

Эта самая знаменитая супружеская пара в мире требовала беспрецедентные гонорары за совместное появление на экране, но только несколько фильмов с их участием были по-настоящему хорошими. В 1966 году по пьесе Эдварда Олби вышел в прокат фильм Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?" со знаменитыми Элизабет Тэйлор и Ричардом Бартоном в главных ролях. Вместе с актерским дуэтом, который представил зрелище удивительной силы, снялся и обворожительный Джордж Сигал. На экране разыгралась трагедия семейной пары, где герои любят и ненавидят, готовы к убийству и вместе с тем не мыслят себя друг без друга. Для того, чтобы войти в образ Элизабет поправилась на 10 килограммов, изменила тембр голоса и сыграла роль старше себя на 17 лет: прекрасное лицо превратилось в опухшую от пьянства уродливую маску опустившегося человека. Успех был колоссальным.

Конец 1960 годов оказался удивительно плодотворным в жизни Элизабет Тэйлор. Казалось, что актриса задалась целью постоянно удивлять и зрителей, и критиков. Все с восхищением наблюдали за кинотрагедийной актрисой, не могли прийти в себя от изумления, увидев ее в комедии Шекспира "Укрощение строптивой" режиссера Дзеффирелли в роли несравненной Катарины.

Обаятельной, одаренной актрисе было подвластно все: ее героини, очаровательные и отталкивающие, благородные и коварные, каждый раз заставляли зрителей восхищаться ее творческим талантом. После двух фильмов 1968 года "Секретная церемония" с блестяще сыгранной ролью Леоноры и "Бум" - роль темпераментной Флоры, актриса снялась в великолепном фильме 1969 года "Тысяча дней Анны".

1970–е годы

1970 - е годы оставили в кинобиографии Элизабет Тэйлор тоже на редкость заметный кинослед. Хотя главные роли, яркие появления в эпизодах и сопровождались зачастую киноперерывами, тем не менее, критика высоко оценивала этот период в киножизни кинозвезды.

Тэйлор удачно снялась в американском фильме "Единственная забава в городке", где она с присущей ей талантом и кинолоском отработала роль грациозной Уолкер, ярко прошлась в кадре прекрасной картины "Все мои дети" ролью второго плана.

А затем, после годичного перерыва, полная сил и творческой энергии очаровательная актриса в 1972 году снялась в трех фильмах: в ленте "Хаммерсмит вышел на волю" исполнила роль милой Джексон. Затем искрометно засветилась в фильме "Под сенью млечного леса" с ролью желанной Рози. И в третьем фильме - "Зи и компания" запоминающе отыграла интересную Зи Блэкли.

И 1973 год оказался для Элизабет Тэйлор тоже довольно таки урожайным на экранное присутствие: в прокате появились опять 3 картины с ее участием. Роль незаурядной Эллен, талантливая актриса исполнила в фильме "Ночной дозор". В ленте режиссера Уолтера Хуссена "Его развод - ее развод" Тэйлор сыграла главную роль Джейн. Это семейная драма, созданная на реальных событиях из жизни актрисы и Ричарда Бартона. Партнерами по фильму стали великие актеры, как Ричард Баротон, Барри Фостер, Габриеле Ферцетти.

Далее вышел в прокат фильм "День покаяния", актрисе в полную силу своего актерского дарования удалось, как впрочем, и всегда, раскрыть характер своей героини необыкновенно красивой и трогательной Барбары. В следующем 1974 году зрители могли посмотреть еще два фильма с участием Тэйлор: итальянская картина "Место водителя" с ролью очаровательной Лизы. И короткометражный фильм "Еще один разок".

Затем было два года перерыва в карьере знаменитой актрисы, и в 1976 году Элизабет Тэйлор снялась в главной роли доброй и справедливой Колдуньи в фильме режиссера Джорджа Кьюкоры "Синяя птица". Эта картина стала уникальным совместным проектом киностудии "Ленфильм" и компании "ХХ век Фокс", в котором с блеском сыграли кинозвезды советского кино: Надежда Павлова и Георгий Вицин, Людмила Ксенофонтова и Леонид Неведомский, Олег Попов и Маргарита Терехова. Голливудского же блеска киноленте добавило естественно непосредственное присутствие самой Элизабет Тейлор в партнерстве с Джейн Фонда, Ава Гарднер.

По сказочному сюжету добрая героиня Элизабет Тэйлор подарила детям, их уверено непосредственно по-детски исполнили юные актеры Петси Кензит и Тодд Лукинленд, которые отправились на поиски Синей птицы, это волшебный алмаз, раскрывающий душу всего живого и неживого.

Затем, успешно отыграв в этом же году роль немного неуравновешенной Эдры в ленте "Победа у Энтеббе", Элизабет Тэйлор взяла кинотаймаут на два года. 1978 год принес актрисе не большую, просто незаметную роль Эмили в картине "Разрыв помолвке" и роль второго плана в фильме "Маленькая серенада". А на следующий год актриса осчастливила своим не долгим присутствием киносъемочную команду фильма "Сезон убийств".

1980–2000–е годы

1980 год встретил прекрасную актрису по-осеннему мрачновато. Кинопредложения из рога изобилия не сыпались, режиссеры с продюсерами не нуждались в киноуслагах великой Элизабет Тэйлор. В 1980 она отработала на задворках кадров в роле Марина в картине "Зеркало треснуло". В следующем году Элизабет Тейлор "дебютировала" небольшой ролью, а правильнее - именем "Элизабет Тэйлор", в театре, в пьесе "Лисички", а так же отснялась в нескольких кадрах документального фильма "Notre Dame de la Croisette".

А затем и вовсе наступило тягостное затишье. Чтобы ее совсем забыли. Нет, разве возможно забыть Элизабет Тэйлор! О ней, скорее всего, редко вспоминали, да и только в нужную минуту. Так в 1983 году Тэйлор отработала в эпизодической роли в картине "Отель" и в незначительной роли Деборы в фильме "Между друзьями". Имя Элизабет Тэйлор в титрах все же еще давала кинофильмам шанс на успех у зрителей. И продюсеры с режиссерами об этом еще помнили, и старались найти для актрисы какую-нибудь роль. Элизабет Тэйлор на приглашения всегда отвечала согласием и талантливо исполненной ролью.

В 1985 году актриса приняла участие в съемках двух проектов: фильм "Север и Юг" с удачно сыгранной ролью Мадам Конти и картина "Происки в стране Чудес". В 1986 году она сыграла в ленте "Том обязательно должен быть пони" в роли хлопотливой Сидней. Актерская карьера Тэйлор продолжалась и в 1987 году, актриса завершила съемки фильма "Покер Алиса"с ролью угрюмой Алисы Моффит.

Прекрасная актриса успешно, ярко отыграла и в кинолентах "Мерфи Браун", "Лунная походка" и "Молодой Тосканини" с удачно сыгранной ролью Ндины в 1988 году. Экранизация произведения Теннесси Уильямса "Сладкоголосая птица юности" режиссера Николаса Роуга вышла на экраны в 1989 году. Она принесла последнюю главную роль в фильмографию великой Элизабет Тэйлор. Актриса в блистательном партнерстве с Марком Хармон и Шерил Пэрис талантливо выступила в роли строгой Александры, снискав откровенно удивленные восторженные отклики и критиков, и зрителей.

И все же популярная актриса снималась все меньше и не так успешно. Элизабет Тэйлор была больше известна как героиня "желтой прессы", рассказывающей о ее многочисленных замужествах. Во время брака с Бартоном Элизабет она и вовсе начала набирать вес, появились проблемы с наркотиками и алкоголем. Фильмы с участием талантливой актрисы все реже окупались, и Элизабет Тэйлор была вынуждена в сорокапятилетнем возрасте фактически завершить кинокарьеру. Проблемы со здоровьем преследовали ее и в последующие годы.

После длительного перерыва звезда Голливуда Элизабет Тэйлор в 1993 году все же исполнила незначительные роли в фильмах "Вирус" и "Няня". А в 1994 году талантливо сыграла словоохотливую Перл в комедии Брайана Леванта "Флинтстоуны", снятой на основе популярного мультсериала. Последним же фильмом в кинокарьере великой Элизабет Тэйлор стала мелодрама с элементами комедии - "Эти старые штучки", которая вышла в прокат в 2001 году. В ней Тэйлор с присущим ей артистизмом снялась в роли бойкой Берил.

Личная жизнь

Однозначно, Элизабет Тэйлор - одна из самых бесподобных женщин когда-либо появлявшихся на экране и, безусловно, лучшая актриса. Бурная личная жизнь актрисы порой, правда, заслонила ее значительную карьеру.

Отсутствие Тэйлор на экране не отразилось на ее славе и популярности. Элизабет не снималась в фильмах долгие годы и не участвовала ни на одном телешоу, но ее снимки были самыми продаваемыми в мире.

Элизабет радовалась жизни и не боялась говорить о смерти, несмотря на свое слабое здоровье. "Я всегда и везде опаздываю. Я опаздываю на небеса даже к самому Господу Богу"- шутила актриса. "Я счастливая женщина, - говорила Тэйлор. - Я много раз любила по-настоящему и совершила фантастическую карьеру в кино. Разве можно просить о большем? Я просто чертовски счастлива!"

В последние годы постоянно Элизабет Тэйлор стала проживать в трехэтажном особняке, закрытым от посторонних глаз высокой оградой, в Беверли Хиллз. В комнатах со вкусом были развешены уникальные полотна Ван Гога, Дега, Моне, Ренуара, Модильяни.

Актриса обожала всегда прекрасное: богатые и со вкусом обставленные дома и виллы, роскошные автомобили, наряды, которые ей шили величайшие модельеры - канадец Ллойд Дэвид Клейн и итальянец Валентине Гаравани, клиентками которого являлись Софи Лорен, Джейн Фонда, Джина Лоллобриджида.

Мужья и дети

Большое внимание зрителей привлекала не только актерская работа Элизабет Тэйлор, но и ее личная жизнь, и не в последнюю очередь восемь браков актрисы. В мае 1950 года Элизабет Тэйлор, толи опрометчиво, толи не подумавши, заявила журналистам, что с бурными романами покончено навсегда….

Элизабет Тэйлор было восемнадцать лет, когда она вышла замуж за миллионера Ника Хилтона. Их брак продлился 205 дней. Для второго мужа Майкла Уиндинга семейная жизнь была лучшими днями его жизни, и он не мог понять, зачем такой красавице столько косметики.

Актриса любила маленькие вечеринки, которые посещала с очередным мужем Майклом Тоддом, они отмечали юбилей своей свадьбы каждую субботу. Для четвертого мужа Эдди Фишера Элизабет была единственной любовью.

За Ричарда Бартона актриса два раза выходила замуж и два раза разводилась, они слишком любили друг друга. Седьмой муж Джон Уорнер считал Элизабет Тэйлор умной, яркой и неповторимой, любящей женой, с которой жить однако совсем не легко.

В 1991 году Элизабет Тэйлор вышла замуж в восьмой раз за Лэрри Флоренски. Свадьба состоялась на вилле Майкла Джексона, который стал ее посаженным отцом, и медовый месяц они провели на берегу Тихого океана, поселившись в скромном уютном отеле. Но и это брак завершился разводом.

"В любви нужна гармония, как только она улетучивается, наступает охлаждение и становится довольно жестко и неуютно. Апатия возникает от будничных впечатлений, которые наслаиваются ежедневно. Наступает момент, когда от них нужно избавляться..." - рассуждала Тейлор

У актрисы были многочисленные романтические увлечения, которые возможно порой и перерастали из дружеских отношений в кратковременные связи с мультимиллионером Малколмом Форбстом, актерами Роком Хадсоном, Энтони Перкинсом и певцом Майклом Джексоном.

У Элизабет Тэйлор четверо детей: двое сыновей родились от второго брака с Майклом Уидингом, а отцом дочери является Майкл Тодд. Четвертого ребенка – девочку Марию Тэйлор удочерила. Она родом из Германии и родилась в очень бедной семье. Актриса всегда мечтала о большой семье, для нее дети - самое лучшее утешение.

Интересные факты

Элизабет Тейлор являлась первой актрисой Голливуда, гонорары которой насчитывались миллионами долларов.

Элизабет Тэйлор вместе с бывшим мужем Ричардом Бартоном, снялись в одиннадцати картинах.

Для того, чтобы сыграть роль в фильме Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?", актриса поправилась на 10 килограммов, изменила тембр голоса и преобразила красивое, без морщин лицо в опухшую от пьянства уродливую маску опустившегося человека.

Элизабет Тэйлор считалась заядлым коллекционером, в ее комнатах располагались уникальные полотна Ван Гога, Дега, Моне, Ренуара, Модильяни и многих других художников.

После смерти в 1985 году своего близкого друга Рока Хадсона Элизабет Тэйлор много времени отдавала работе в благотворительных организациях, которые занимались борьбой со СПИДом, и даже организовала свой фонд.

Элизабет Тейлор обожала драгоценные украшения, являющиеся музейной редкостью, но легко расставалась с ними, когда необходимо дать крупные суммы на благотворительные цели.

Производимые фирмой актрисы духи соответствовали характеру и жизни Элизабет Тэйлор, и пользовались всемирной популярностью.

В 2000 году Тэйлор присвоили титул кавалера ордена Британской империи II степени, который приравнивался к рыцарскому. Так оценили заслуги звезды, посвятившей себя благотворительной деятельности британской монархией.

Престижный британский журнал "Эмпайр" включил Элизабет Тэйлор в список 100 самых интригующих людей всех времен и народов.

По количеству прессы Элизабет Тэйлор, безусловно, одна из самых популярных женщин ХХ века.

С середины 1980-х годов Элизабет Тэйлор больше известна как героиня "желтой прессы", смакующей ее многочисленные замужества.

В 1980-е годы актриса познакомилась с Майклом Джексоном и организовала с ним несколько благотворительных проектов. После смерти Джексона, в июне 2009 года Тэйлор поступила в больницу с сильнейшим стрессом.

Автор – GRETA STAR

Источники информации:
"История жизни Элизабет Тэйлор", статья, сайт "People's History".
"Элизабет Тэйлор", статья, "Энциклопедия "Кругосвет".
"Фильмы и женщины", статья, сайт "sem40.ru".
"Элизабет Тэйлор", статья, сайт "People's History".
"Элизабет Тэйлор", статья, "Энциклопедия КиноКирилла и Мефодия", версия 2002 года.
Галерея фото Elizabeth Taylor (Элизабет Тэйлор )

Другие актеры: