Francis Ford Coppola (Фрэнсис Форд Коппола )

Francis Ford Coppola (Фрэнсис Форд Коппола )
  • 2009 / Тетро / Tetro / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 2007 / Молодость без молодости / Youth Without Youth / США, Германия, Италия, Франция, Румыния / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 2006 / Бомбы и блокбастеры Тинсельтауна / Boffo! Tinseltown's Bombs and Blockbusters / США, документальный
  • 2006 / Ложное искушение / Good Shepherd, The / США / Продюсер
  • 2006 / Мария-Антуанетта / Marie Antoinette / США / Продюсер
  • 2005 / В глубокой глотке / Inside Deep Throat / США
  • 2004 / Корсиканец / Enquête corse, L' / Франция
  • 2004 / Кинси / Kinsey / Германия, США / Продюсер
  • 2003 / Десять лет под влиянием / A Decade Under the Influence / США, документальный
  • 2003 / Джиперс Криперс 2 / Jeepers Creepers 2 / США / Продюсер
  • 2003 / Платина / Platinum / Канада, США / Продюсер
  • 2003 / Трудности перевода / Lost in Translation / США, Япония / Продюсер
  • 2002 / Танго с убийцей / Assassination Tango / США, Аргентина / Продюсер
  • 2002 / Тыква / Pumpkin / США / Продюсер
  • 2002 / В моей жизни / In My Life / США / Продюсер
  • 2001 / Агент «Стрекоза» / CQ / США, Люксембург, Франция, Италия / Продюсер
  • 2001 / Джиперс Криперс / Jeepers Creepers / Германия, США / Продюсер
  • 2001 / Легенда о Суриотай / Suriyothai / Таиланд / Продюсер
  • 2001 / Монстр / No Such Thing / Исландия, США / Продюсер
  • 2000-2002 / Ангел тьмы / Dark Angel / США / Продюсер
  • 2000 / Сверхновая / Supernova / США, Швейцария / Режиссер
  • 1999 / Флорентин / Florentine, The / США / Продюсер
  • 1999 / Чокнутая / Goosed / США / Продюсер
  • 1999 / Девственницы - самоубийцы / Virgin Suicides, The / США / Продюсер
  • 1999 / Доктор Джекилл и Мистер Хайд / Dr. Jekyll & Mr. Hyde / Канада, Австралия / Продюсер
  • 1999 / Сонная лощина / Sleepy Hollow / США / Продюсер
  • 1999 / Третье чудо / Third Miracle, The / США / Продюсер
  • 1998-2001 / Первая волна / First Wave / Канада / Продюсер
  • 1998 / Возмездие / Lanai-Loa / США / Продюсер
  • 1998 / Гнев и ярость / Outrage / США / Продюсер
  • 1998 / Моби Дик / Moby Dick / Великобритания, Австралия, США / Продюсер
  • 1997 / Благодетель / Rainmaker, The / США / Режиссер / Сценарист
  • 1997 / Бадди / Buddy / США / Продюсер
  • 1997 / Одиссея / The Odyssey / Великобритания, Германия, Греция, Италия, США / Продюсер
  • 1997 / Сметенные лавиной / Survival on the Mountain / США / Продюсер
  • 1996 / Джек / Jack / США / Продюсер / Режиссер
  • 1995 / Персональное путешествие с Мартином Скорсезе в мир... / Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, A / США
  • 1995 / Дом призраков / Haunted / Великобритания, США / Продюсер
  • 1995 / Дон Жуан де Марко / Don Juan DeMarco / США / Продюсер
  • 1995 / Моя семья / My Family / США / Продюсер
  • 1995 / Похищенный / Kidnapped / США / Продюсер
  • 1995 / Текумзе: последний воин / Tecumseh: The Last Warrior / США / Продюсер
  • 1995 / Белый карлик / White Dwarf / США / Продюсер
  • 1994 / Франкенштейн / Frankenstein / Великобритания, США, Япония / Продюсер
  • 1993 / Рождество торчка / The Junky's Christmas / США, короткометражный / Продюсер
  • 1992 / Дракула / Dracula / США / Продюсер / Режиссер
  • 1992 / Крестный отец: Трилогия 1901-1980 / Godfather Trilogy: 1901-1980, The / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 1992 / Ветер / Wind / США / Продюсер
  • 1991 / Сердца тьмы: апокалипсис кинематографиста / Hearts of Darkness: A Filmmaker's Apocalypse / США, документальный / Композитор
  • 1990 / Самоволка / Lionheart / США / Продюсер
  • 1990 / Крёстный отец: Часть третья / Godfather, The: Part III / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 1990 / Изгои / The Outsiders / США / Продюсер
  • 1989 / Нью-Йоркские истории / New York Stories / США / Режиссер / Сценарист
  • 1989 / Подожди до весны, Бандини / Wait Until Spring, Bandini / Бельгия, Франция, Италия, США / Продюсер
  • 1988 / Такер: Человек и его мечта / Tucker: The Man and His Dream / США / Режиссер
  • 1988 / Повакацци / Powaqqatsi / США / Продюсер
  • 1987 / Сады камней / Gardens of Stone / США / Продюсер / Режиссер
  • 1987 / Крутые парни не танцуют / Tough Guys Don't Dance / США / Продюсер
  • 1987 / Таинственный сад / Secret Garden, The / Великобритания / Продюсер
  • 1986 / Капитан ЕО / Captain EO / США / Режиссер / Сценарист
  • 1986 / Пегги Сью собирается замуж / Peggy Sue Got Married / США / Режиссер
  • 1985 / Мисима: жизнь на четырех главах / Mishima: A Life in Four Chapters / США / Продюсер
  • 1984 / Клуб Коттон / Cotton Club, The / США / Режиссер / Сценарист
  • 1983 / Возвращение Черного скакуна / The Black Stallion Returns / США / Продюсер
  • 1983 / Бойцовая рыбка / Rumble Fish / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 1983 / Изгои / Outsiders, The / США / Режиссер
  • 1982 / Кояанискаци / Koyaanisqatsi / США / Продюсер
  • 1982 / Хэмметт / Hammett / США / Продюсер
  • 1982 / От всего сердца / One from the Heart / США / Режиссер / Сценарист
  • 1982 / Театр волшебных историй / Faerie Tale Theatre / США / Режиссер
  • 1980 / Тень воина / Kagemusha / Япония / Продюсер
  • 1979 / Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now / США / Продюсер / Композитор / Режиссер / Сценарист
  • 1979 / Черный скакун / The Black Stallion / США / Продюсер
  • 1977 / Крестный отец: Новелла для телевидения / Godfather: A Novel for Television, The / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 1975 / Крестный отец приходит на Шестую улицу / The Godfather Comes to Sixth St / США
  • 1974 / Крёстный отец: Часть вторая / Godfather, The: Part II / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 1974 / Разговор / Conversation, The / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 1974 / Великий Гэтсби / The Great Gatsby / США / Сценарист
  • 1973 / Американские граффити / American Graffiti / США / Продюсер
  • 1972 / Люди / The People / США / Продюсер
  • 1971 / Галактика ТНХ-1138 / THX 1138 / США / Продюсер
  • 1971 / Крёстный отец / Godfather, The / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
  • 1970 / Паттон / Patton / США / Сценарист
  • 1969 / Создание фильма "Люди дождя" / The Making of 'The Rain People' / США / Продюсер
  • 1969 / Люди дождя / The Rain People / США / Режиссер / Сценарист
  • 1968 / Создатель фильмов / Filmmaker / США
  • 1968 / Радуга Файниана / Finian's Rainbow / США / Режиссер
  • 1966 / На слом! / This Property Is Condemned / США / Сценарист
  • 1966 / Ты теперь большой мальчик / You're a Big Boy Now / США / Режиссер / Сценарист
  • 1965 / Горит ли Париж? / Paris brûle-t-il? / Франция, США / Сценарист
  • 1963 / Юные гонщики / The Young Racers / США / эпизод
  • 1963 / Заколдованный замок / The Haunted Palace / США / Сценарист
  • 1963 / Деменция 13 / Dementia 13 / США / Режиссер / Сценарист
  • 1963 / Террор / Terror, The / США / Продюсер / Режиссер
  • 1962 / Военная охота / War Hunt / США / Армейский водитель грузовика
  • 1962 / Развлекающиеся девушки и коридорный / The Playgirls and the Bellboy / США, ФРГ / Режиссер / Сценарист
  • 1962 / Сегодня вечером - наверняка / Tonight for Sure / США / Продюсер / Режиссер / Сценарист
Родился 07.04.1939, Детройт, США.

Американский режиссер, сценарист, продюсер, актер

Лауреат премии "Оскар" (1970, 1972, 1974, 1974, 1974)
Лауреат многочисленных престижных кинонаград


Детство

Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в американском городе Детройт в семье композитора и актрисы, но затем семья переехала в Нью-Йорк. Фрэнсису не суждено было веселиться, как другим ребятам, так как в девять лет он оказался прикованным к постели полиомиелитом. Целых полтора года мальчик был изолирован от общества, и после болезни одна нога оказалась немного короче другой. Так что парень навсегда попрощался с бойкими и шумными играми.

Однако Фрэнсис Коппола нашел способ занять свое свободное время: соорудил в подвале некое подобие киностудии. Родители не хотели, чтобы сын пошел по их актерским стопам, но и не запрещали мальчику заниматься в школьном драмкружке. Ведь он был всего лишь осветителем: возился с прожекторами, изобретал простенькие спецэффекты.

После просмотра немой черно-белой картины "Броненосец "Потемкин" юноша окончательно понял, что будет заниматься только кинематографом. С того самого момента Фрэнсис просто "тронулся" на кино. Он продал машину и взамен купил шестнадцатимиллиметровую камеру. Вместе с ней он прямиком отправился на кинофакультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Начало кинокарьеры

После обучения в Университете Хофстра на факультете драматического искусства, будущий режиссер поступил на работу ассистентом к режиссеру Роджеру Корману. Первой работой Фрэнсиса Копполы стала перемонтированная им же советская картина "Небо зовет". Новоявленный кинорежиссер попросту вставил несколько доснятых киносцен, и уверено выдал за свой фильм под названием "Битва за пределами солнца".

После просмотра "Психоза" Альфреда Хичкока на Копполу словно нашло наваждение. Снятая за девять дней картина "Безумие 13" – его первая режиссерская работа, произвела впечатление на многих людей, а среди поклонников фильмов ужасов картина стала в некотором роде культовой. Напор и натиск стали фирменными качествами Фрэнсиса Копполы - режиссера. И еще, конечно, неукротимая жажда все делать по-своему. Молодой Коппола был просто в ужасе от того, до чего чудовищно и глупо обстояли дела в мировом кино, построенном на финансах и коррупции! Он был упрям и не желал играть по установившимся правилам.

В последующих кинокартинах Фрэнсиса Форд Копполы "Ты теперь уже большой мальчик" и "Радуга Файниана" с участием Фреда Астера, понемногу начинал вырисовываться и авторский стиль режиссера. Внимание к деталям и тщательной прорисовке полноценных характеров героев проявились и в драме "Люди дождя", вышедшей на экраны в 1969 году и получившей приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Первые картины молодого режиссера не всегда имели коммерческий успех, но были полны эмоций и художественных красок. В принципе, уже состоявшийся как режиссер Коппола понял, что работая на себя большого признания не заработаешь и, "скрепя сердцем", он стал работать на Голливуд: снимать кассовое кино и писать сценарии.

И вот странность: именно созданные ненавистным способом, на заказ, фильмы прославили его на весь мир. Но даже тут было не все гладко. Коппола написал много сценариев, но заметили только один, написанный в соавторстве к фильму "Паттон" в 1970 году, повествующий о Второй мировой войне. После этого его кинокарьера вышла на новый уровень. Успех "Людей дождя" у критики и премия "Оскар", полученная Копполой в 1971 году за сценарий к фильму Франклина Шеффнера "Паттон", принесли Копполе известность. В Голливуде заговорили о подающем надежды молодом таланте. Долгожданное признание пришло.

"Крестный отец"

Чиновники киностудии "Парамаунт" в 1971 году предложили талантливому режиссеру постановку фильма по бестселлеру известного писателя Марио Пьюзо "Крестный отец". Книга Фрэнсису Копполе не понравилась, но Форд, в надежде закрепиться в Голливуде в случае его успеха в кинопрокате, рискнул все же снять эту картину. На главную роль Дона Корлеоне была приглашена супер звезда Голливуда - Марлон Брандо, а вот на роль его сына, против выбора киноначальства, Коппола пригласил никому не известного актера Аль Пачино.

В каждом своем фильме Коппола неизменно стремился задействовать членов собственной семьи. Так было и в "Крестном Отце": дочь София Коппола снялась в сцене крестин младенца мужского пола, а восьмилетний сын режиссера Роман Коппола сыграл юного Сонни Корлеоне. Для съемок мальчику ежедневно завивали волосы, что тот ненавидел всей душой.

Выйдя на экраны в 1972 году, "Крестный отец" стал одним из самых кассовых фильмов всех времен и обладателем трех премий "Оскар". Рассказ о жизни мафиозного клана стал одним из выдающихся произведений искусства 20 века. Новаторство картины состояло в том, что в привычный жанр гангстерского фильма, в котором действующие лица всегда были "одинокими волками", Коппола ввел столь важную для американцев тему семьи.

Пока не угас шквал восторга от первой картины, чиновники уговорили Фрэнсиса Копполу взяться за продолжение фильма, вышедшего на экраны в 1974 году. Теперь история развивалась сразу в двух временных пластах: молодость Вито Корлеоне (1920-е годы) в исполнении Роберта Де Ниро, вынужденного стать на бандитскую дорожку, чтобы прокормить семью, и зрелость его сына Майкла Корлеоне (конец 1950-х) в исполнении Аль Пачино, утратившего семейную честь и идущего на убийство брата.

Результат превзошел все ожидания и самого режиссера и его начальства. По мнению прессы и кинокритиков картина была более острой по социальной проблематике, чем первая, но имела меньший успех у зрителя. Зато сам Коппола получил целых три "Оскара": как продюсер, режиссер и сценарист. Настал пик его славы.

В конце 1980-х годов Фрэнсис Форд Коппола возвратился к прославившему его эпосу "Крестный отец" и начал работу над третьей частью "Крестного отца". Несмотря на размах постановки и впечатляющие актерские работы, фильм получился чересчур затянутым и тяжеловесным, но картина так же получила признание – номинировалась на премию "Оскар", как лучшая картина года.

"Апокалипсис сегодня"

В 1974 году Коппола поставил фильм "Разговор", получивший главный приз Каннского фестиваля. На фоне разгоревшегося уотергейтского скандала, фильм повествовал о специалисте по прослушиванию. Картина отражала страхи рядового американца перед государственной системой, что придало ей дополнительную актуальность.

После "Крестного отца" еще одной значительной работой режиссера стал фильм "Апокалипсис сегодня". В 1975 году студия "Парамаунт" торжественно объявила о начале работы над проектом "Апокалипсис сегодня" по роману Джозефа Конрада "Сердце тьмы". Через год съемочная группа отправилась работать на Филиппины. В качестве исполнителя главной роли пригласили Мартина Шина, а на роль второго плана - зловещего полковника Курца – именитого Марлона Брандо.

В условиях жары и тропических болезней съемки проходили неимоверно сложно. Бывало, Копполу не устраивал сценарий, и он переписывал целые сцены за ночь до их съемки. Более того, группа, включая режиссера, начали принимать наркотики – их подсыпали в еду. Из-за переживаний Мартина Шина госпитализировали с инфарктом. Тем не менее, в конце 1977 года съемки были завершены и спустя два года фильм вышел на экраны. Кровавая реальность вьетнамской войны была показана в фильме с особой экспрессией, а эпизод вертолетной атаки на вьетнамскую деревню под аккомпанемент вагнеровского "Полета Валькирий" стал классикой мирового кино.

Фильм снова получил Золотую пальмовую ветвь в Канне и два "Оскара", но сам Фрэнсис Коппола, вложивший в постановку собственные деньги, почти разорился и был вынужден продать свою киностудию. Но факт остается фактом, что после трех лет напряженной работы Коппола создал шедевр кино, произведение искусства, размышление о Зле и разрушающей силе Власти, хотя и каждый из проведенных там 238 дней добавил в бороде режиссера по седому волосу.

1980–е годы

Поставив подряд четыре этапных фильма в 1970-х, в 1980-е Коппола продолжал снимать фильмы, но создалось впечатление, что режиссер утратил контакт с реальностью, остался существовать в своем авторском мире, чуждом новаторских "течений" кинематографа. Все его кинокартины, снятые в тот период профессиональны, но лишены свежести, оригинальности и актуальности.

Лучшей работой Фрэнсиса Копполы 1983 года, несомненно, явилась "Бойцовая рыбка". Это мастерская стилизация под "бунтарские" киноленты 1950-х. Так же в этом году он снял киноленту "Изгои". Хотя картины были и неудачные с финансовой точки зрения, но открыли для кино целый ряд молодых актеров, которые вскоре стали звездами Голливуда: Том Круз, Микки Рурк, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи, Кристофер Пенн и Роб Лоу.

Попытка "скрестить" гангстерский фильм с мюзиклом вылилась в яркий, захватывающий "Клуб Коттон", снятый в 1984 году. Притом, что картина пестрила такими известными актерами, как Ричард Гир, Дайан Лейн и Николас Кейдж, она провалилась в кинопрокате.

Комедия "Пегги Сью выходит замуж" в 1986 году, повествовавшая о случае переноса девочки во времени, получилась приятной и романтической. Имела успех у зрителя, но была не особо запоминающейся. Вместе с Николасом Кейджем, Кэтлин Тернер, Джимом Керри режиссер снял в картине свою единственную дочь Софию Копполу, которая позднее стала также знаменитым режиссером.

1990–е годы

В дальнейшем Коппола поставил много фильмов, но ни один больше так и повторил прежних успехов и не стал творческим достижением художника, хотя фильм "Дракула" 1992 года и принесла хорошие кассовые сборы, и признание актерам, снимавшимся в нем: Гэри Олдману, Вайноне Райдер, Киану Ривзу и Энтони Хопкинсу. Режиссер экранизировал роман Брэма Стокера "Дракула", сделав акцент не на ужасах, а на трагической линии любви. В результате фильм получился завораживающим своим визуальным рядом, но совершенно не пугающим и в целом посредственным.

Следующая картина известного режиссера "Джек" 1996 года, основанная на любопытном сюжете о мальчике, который взрослел в десятки раз быстрее, чем другие, так же имела ограниченный успех в кинопрокате. И лишь экранизация романа Джона Гришема в 1997 году "Благодетель" дала почувствовать руку того великого режиссера, чьи прежние работы оказали огромное влияние как на кинематограф, так и на искусство в целом.

2000-е годы

Режиссер был заворожен новыми достижениями в области техники кино и стремился широко использовать их в своем творчестве. Кроме того, он стал одним из первых режиссеров, сумевшим соединить личное, авторское видение темы с оглушительным коммерческим успехом. Картина 2000 года "Сверхновая" с Люком Перри, была настоящим кинематографическим порывом с умопомрачительными спецэффектами. Главная идея фильма пронизывала его от и до этими самыми спецэффектами, события развивались динамично и интригующе.

На несколько лет Фрэнсис Форд Коппола ушел с поприща режиссирования для того, чтобы "найти ответ на вопрос - как дать зрителям понять, что думает герой? Как провести границу между реальностью и воображаемым миром?". Помимо съемок 2007 года фильма "Молодость без молодости" с Тимом Ротом, Фрэнсис писал очень амбициозный сценарий под названием "Мегаполис".

В 2009 году на экраны вышла еще одна его картина "Тетро". История была основана на идее, что Америка - это современная версия античного Рима. В настоящее время режиссер не собирается останавливаться на достигнутом и полон сил и решимости.

Роли в кино

Фрэнсис Форд Коппола руководил не только за камерой, но в нескольких проектах участвовал и в роли актера. Событиями в его творческой биографии стали картины: "Военная охота" в 1962, "Юные гонщики" 1963, "Крестный отец приходит на Шестую улицу" в 1975, "Апокалипсис сегодня" 1979 года, где он снялся в роли режиссера телевизионной передачи.

Для Фрэнсиса было не важно, написали ли его имя в титрах актеров или нет. В 2000-х годах он снялся еще в ряде лент: "Десять лет под влиянием" в 2003, "Корсиканец" в 2004, "В глубокой глотке" в 2005 и "Бомбы и блокбастеры Тинсельтауна", вышедшем на экраны в 2006 году.

Личная жизнь

В Ирландии на съемках фильма, Фрэнсис Форд Коппола познакомился с красивой девушкой - Элинор Нил, художником по костюмам. Обычно тихий и застенчивый, Фрэнсис был на таком подъеме, что наскоком "аврально-нахально" покорил сердце девушки. Причем навсегда. В 1965 году Элинор родила ему первого сына Джан-Карло. Позже родились Роман и София Коппола. Как ни странно, иметь детей Коппола мечтал не менее страстно, чем делать настоящее кино.

Элинор приходилось мириться с изменами мужа, ведь "нервная жизнь Фрэнсиса периодически требовала разрядки", поэтому, пока он "разряжался", она изучала дзен-буддизм и восточную философию. Элинор писала книги о муже, в которых он самолично позволял ей описывать его любовные увлечения. "Надо же ей как-то самовыражаться!" - вот позиция мужа.

Коппола как ребенок радовался, видя своих детей на съемочной площадке, ведь в детстве у него не было такой возможности.

В 1987 году на съемках картины "Сад камней" в результате несчастного случая на катере погиб 22-летний старший сын Копполы - Джан-Карло. Коппола не отменил съемки и никогда больше не говорил о трагедии. Для него и для Элинор стало неожиданным спасением малышка Джиа - дочь Джан-Карло, родившаяся через шесть месяцев после смерти отца. Единственный раз он обмолвился, что пережить случившееся ему помогли жена и врожденная любовь к жизни.

Супруги Копполы живут вдвоем, сейчас их дети Роман и София давно выросли и пошли по стопам родителей. София, например, и дизайнер, и актриса, и именитый режиссер.

Интересные факты

В 1997 году "Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы занял третье место в списке ста лучших кинокартин столетия.

Картина "Апокалипсис сегодня" в 1997 году заняла 26-е место, а в 2002 - первое среди мировых кинолент, вышедших на экраны с 1977.

Также Фрэнсис Форд Коппола снискал не менее громкую славу винодела, создав очень популярный сорт местного вина "Рубикон". Более того, режиссер владеет собственным рестораном "Рубикон" совместно с Робертом Де Ниро и Робином Уильямсом.

Автор - Nadia

Источники информации:
"Фрэнсис Форд Коппола", статья, Елена Карцева, "Энциклопедия Кино Кирилла и Меодия", версия 2002 года.
"Фрэнсис Форд Коппола", статья, Евгения Венгерова, сайт "7 дней (журнал)".
"Старый человек способен делать то же самое, что и молодой, только реже", статья, Анна Федина, сайт "Известия", октябрь 2007 год.
"Мне нравится быть частью системы", статья, сайт "People's History".
Галерея фото Francis Ford Coppola (Фрэнсис Форд Коппола )

Другие актеры: