Сальма Хайек (Salma Hayek)

Сальма Хайек (Salma Hayek) Родилась 02.09.1968, Коатцакоалкос, штат Веракруз, Мексика

Мексиканская актриса


Детство

Сальма Хайек, полное имя Сальма Хайек Химинес, чье имя по-арабски означает "мир" или "спокойствие", родилась 2 сентября 1968 года в местечке с трудпроизносимым названием Коатцакоалкос, находящемся в мексиканском штате Веракруз. Ее отец, ливано-иорданский управляющий нефтяной компании, и мать Диана Хименес, мексиканская певица, оба были ревностными католиками, что определило обучение будущей актрисы в католической школе для девочек в Луизиане, но самостоятельный и своенравный характер постоянно "сталкивал" ее с монахинями, управлявшими школой, и, проучившись там всего два года, Сальма вернулась в Мексику.

Того запаса знаний, которые она получила в Луизиане, хватило лишь на то, чтобы быстро закончить среднюю школу, но в колледж девушка попасть не смогла. Мать, опасаясь свободных нравов в высшей школе, отправила ее в Хьюстон, к тетке, у которой Сальма Хайек прожила полтора года.

Карьера на родине

Вернувшись на родину, Сальма все-таки поступила в Иберо-Американский Институт Мехико на факультет международных отношений, однако учеба была быстро и благополучно заброшена, потому как Сальма Хайек, к великому огорчению своих родителей, твердо решила посвятить жизнь своей мечте - актерскому мастерству. Несколько месяцев она проработала в небольших театрах, и удача была на ее стороне - очень быстро талантливую дебютантку заметили люди с телевидения, что послужило ее появлению на экране в нескольких рекламных роликах, а затем и в телесериале "Nuevo Amanecer".

Второй ее сериал, - успешная мексиканская теленовелла "Тереза", вышедшая в 1989 году, сделал Сальму самой популярной актрисой Мексики.

Пятью годами позже Хайек снялась в фильме "Аллея чудес", который получил больше премий, чем любой другой фильм в истории мексиканского кино, а за свою игру Сальма Хайек была номинирована на главную кинопремию Мексики "Ариель". Все это было приятно - и признание критиков, и любовь зрителей, - но актриса стремилась совсем к другой цели, и мексиканское телевидение в ее планы не входило.

Голливуд

Переехав в 1991 году в Лос-Анджелес, Сальме Хайек пришлось как следует потрудиться, в частности над своим акцентом, а точнее над его истреблением - уроки английского и лингвистические курсы актерского мастерства у знаменитой Стеллы Адлер были серьезным испытанием, не терпящим никаких поблажек. Невзирая на скептические замечания кинематографических чиновников, убеждавших ее, что настоящей американской звездой Сальме никогда не стать, обратно в Мексику она вернуться не могла – не позволяло честолюбие. Цель была ясна - попасть на большой экран, так же, как был ясен и способ достижения этой цели – работа, работа и еще раз работа.

Четыре года упорного труда в итоге подарили Сальме Хайек шанс – на одном из ток-шоу ее заметил режиссер Роберт Родригез, который, будучи сраженным красотой и остроумием Сальмы, пригласил ее на роль в паре с Антонио Бандерасом в жарком боевике "Отчаянный", ставшим кассовым хитом во многом благодаря именно этому дуэту Хайек-Бандерас. Зрители без оглядки влюбились в Сальму Хайек и ее звездный час пробил. Она повторила беспрецедентный успех латиноамериканок в Америке – Долорес Дель Рио в 1930-х годах и чуть позже Риты Морено.

На пути к славе

После этого предложения от режиссеров пошли один за другим, и Сальма Хайек стала активно сниматься, вольно выбирая при этом роли по своему вкусу. В этом же году актриса снялась в главной роли у этого же режиссера в кинокартине "Четыре комнаты" и в боевике "Честная игра" Эндрю Сайпса, после чего вернулась в Мексику, чтобы принять участие еще в двух проектах - историческом мини-сериале "El Vuelo del Aguila" и художественном фильме "Падшая любовь" по роману "Тупик Милагро" Нобелевского лауреата Нагиба Мафуза.

Картина, сделанная со свежестью и волшебным обаянием, собрала 45 международных призов, в том числе была номинирована на "Оскар" в категории "лучший зарубежный фильм", а непосредственно Сальме принесла "Приз Эральдо" за лучшую женскую роль, номинацию "Ариэль" за лучшую женскую роль и хвалебные рецензии в фестивальной прессе. Был также побит рекорд мексиканской кинокассы. Кроме этого, Сальма Хайек стала обладательницей приза "Наш Золотой Орел" как выдающаяся женская исполнительница в кино.

Год спустя, в 1996-ом, Родригез снова с удовольствием пригласил Сальму в совместный с Квентином Тарантино новый фильм – ставший впоследствии невероятно популярным и культовым: "От заката до рассвета", где вся южная горячая кровь Сальмы заиграла новыми обольстительными бликами в роли вампирессы Сантанико Пандемониум, танцующей в затерянном придорожном баре, куда заезжают неистовые грабители в исполнении великолепных Джорджа Клуни и Квентина Тарантино.

На телевидении у Сальмы Хайек была постоянная роль в сериале "Синбад", кроме этого она принимала участие в многочисленных сериалах. В фильме режиссера Питера Медака "Горбун из Нотр Дама", вышедшем в 1997 году для канала TNT, она сыграла цыганку Эсмеральду.

В этом же году журнал People впервые включил Сальму в список "50 самых красивых людей мира", другими словами, с этого момента началась уже совершенно другая жизнь для актрисы - она постоянно мелькала на обложках глянцевых изданий. Сальма Хайек продолжала активно сниматься - она сыграла главную роль в скромной мелодраматической комедии Энди Теннанта "Поспешишь – людей насмешишь" вместе с Мэттью Перри, звездой на тот момента суперпопулярного сериала "Друзья". Их герои Алекс и Изабель встретились всего на одну полную страсти ночь, и, после скорого расставания Изабель возвратилась в тот момент, когда выяснилось, что она беременна. И Алекс, честный парень, предложил руку и сердце, хотя совершенно не знал Изабель и ее консервативную мексиканскую семью.

Последовавшая романтическая драма "На грани разрыва", где Сальма Хайек вместе с Расселом Кроу мастерски изобразили сильные чувства своих персонажей, не снискала особого успеха, тогда как картина "Студия 54" об одноименном нью-йоркском ночном клубе 1970-х годов, где музыка лилась рекой, а с наркотических берегов в нее с головой окуналась молодежь, вызвала немалый интерес своей ностальгией по безвозвратно утерянной эпохе.

Сыграв небольшую роль в молодежном триллере "Факультет" своего творческого покровителя Родригеза, Сальма Хайек в 1999 году снялась с Уиллом Смитом в высокобюджетном вестерне "Дикий, дикий Вест" и в разудалом фильме Кевина Смита "Догма".

А в 2000 году ей выпала возможность сняться с такими звездами Голливуда, как Бенисио дель Торо, Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс в получившей множество наград картине "Траффик" режиссера Стивена Содерберга. В фильме исследуется сложный процесс нелегального оборота наркотиков, показанный со стороны различных его участников: наркомана, политика, торговца и полицейского. В том же, 2000-м году, Сальма Хайек сыграла в нескольких комедиях - роль Лолы в "Прожигая жизнь" Антонио Куадри, Колко в криминальной комедии "Недотепы" Ричарда Коллы, а также роль самой себя в "Добро пожаловать в Голливуд" Адама Рифкина и Тони Маркеса.

Продюсирование

Сальма неожиданно стала грезить мыслями о создании собственной продюсерской фирмы, которая занималась бы скромными независимыми проектами. Да будет так – и родилась кинокомпания "Ventanarosa", которая сразу же снискала себе известность - первый же ее мексикано-французский фильм "Полковнику никто не пишет" Артуро Рипштейна был показан в официальной программе Каннского международного кинофестиваля.

А затем у Сальмы началась эра сотрудничества с цифровым экспериментатором Майком Фиггисом - в 2000 году выходит его "Временной код" – первый фильм, снятый без монтажа в режиме реального времени на ручную камеру, причем, экран поделен на четыре сюжета! (Тот же Фиггис годом позже создал "Отель", где кинематографистов хотят пустить на ужин... в буквальном смысле).

"Фрида"

Режиссер Рон Ховард присматривался к Сальме Хайек, планируя пригласить ее на главную женскую роль в картину "Игры разума", поскольку в первоначальной версии сценария героиня была родом из Сальвадора. Однако позже, изменив сценарий и как следствие характер героини, роль была отдана Дженнифер Коннелли, за которую она была удостоена премии "Оскар". Но Сальме не пришлось расстраиваться, потому что именно в этот момент она приступила к претворению в жизнь своей давней хрустальной мечты – экранизации жизни легендарной мексиканской художницы Фриды Кало, у которой была столь насыщенная и довольно трагичная биография, что хватило бы на три фильма.

Однажды в юности, будучи еще начинающей актрисой, Хайек услышала историю о Фриде Кало: 18-летняя девушка попала в серьезную аварию - автомобиль врезался в трамвай, и прут токосъемника задел позвоночник девушки. Пять лет она не могла ходить, только лежала на кровати, рисуя бабочек на гипсе, покрывавшем все ее тело, и ждала чуда. И уже позже, еле встав на ноги, уже не смогла перестать рисовать…

Случайно услышав от знакомых о том, что режиссер Луи Вальдез собирается экранизировать историю ее любимой художницы, судьба которой так сильно впечатлила ее, Сальма решила, что именно она должна стать экранной Фридой, тем более, что внешне была на нее очень похожа. Актриса принялась искать всяческие возможности поговорить с режиссером. Искренне поразившись настырности барышни, без перерыва названивавшей ему в офис, Луи резонно заметил, что Сальма слишком молода. "Тогда вам придется подождать, пока я повзрослею!" — в сердцах бросила актриса.

Так в результате и случилось - в 2002 году вожделенная роль Фриды стала ее. Сальма очень серьезно и ответственно подошла к вхождению в образ - без устали репетировала, облачившись в железный корсет, пыталась представить, каково это — жить с мужчиной, который изменяет тебе каждый день на твоих же глазах - очередной трагедией Фриды Кало стал ее муж, художник Диего Ривера, который не был ей верен ни дня. Ложась спать, Сальма долго ворочалась, снова и снова пытаясь представить себе чувства женщины, поставившей на полочку в гостиной банку с собственным заспиртованным нерожденным ребенком, — Фрида, пережившая четыре выкидыша, так и не смогла родить ребенка и испытать счастье матери.

Сальма настолько "срослась" со своей ролью, что за время съемок фильма стала отзываться на имя Фрида, похудела на 6 килограммов и потеряла сон. К Фриде, ее такой любимой и такой желанной роли Фриды Кало, у актрисы появилось почти что физическое отвращение. И тогда Сальма со спокойной душой купила несколько совместных картин Фриды и Диего, развесила их дома и вздохнула спокойно: она пережила роль Фриды и, забрав и пропустив через себя всю ее боль, стала сильнее и старше своей учительницы. Сделав это, она, как обычно, тут же потеряла к ней всякий интерес. Кассету с Фридой Сальма так больше и не пересмотрела.

Во многом благодаря участию в проекте Сальмы Хайек в нем удалось собрать звездный актерский ансамбль из Альфреда Молины, Антонио Бандераса, Эшли Джадд, Джеффри Раша, Эдварда Нортона и Валерии Голино.

Легендарную "Фриду", спродюсированную лично Сальмой, в 2002 году Американская киноакадемия номинировала на шесть премий "Оскар", включая номинацию для самой Сальмы Хайек. Но, к огромному сожалению ее поклонников, золотая статуэтка отправилась на полку Николь Кидман за роль в "Часах".

Новый век

В 2003 году Сальма Хайек с удовольствием сыграла в продолжении "Отчаянного", последнем фильме "Трилогии Музыканта" — "Однажды в Мексике" все того же Роберта Родригеза вместе с Антонио Бандерасом, Джонни Деппом, Энрике Иглесеасом и многими другими. В этом же году Хайек сняла фильм "Чудо Мальдонадо" для кабельной сети Showtime, за который получила приз Daytime Emmy Award в номинации "выдающаяся режиссура детской, молодежной или семейной программы".

В 2005 году у Сальмы произошло несколько заметных событий: во-первых, ее пригласили войти в жюри основного конкурса Каннского международного кинофестиваля, во-вторых, на экраны вышел обворожительный криминально-приключенческий фильм "После заката", где она составила пару Пирсу Броснану – они сыграли влюбленных грабителей экстра-класса, специализирующихся на самых дорогих и неприступных бриллиантах; и, наконец, в-третьих, в декабре 2005 года Сальма Хайек сняла музыкальный клип для певца Принца под названием "Te Amo Corazon", в съемках которого задействовала свою подругу Мию Маэстро.

18 января 2006 года одновременно во Франции и России состоялась мировая премьера огнеопасного вестерна по сценарию Люка Бессона "Бандитки", где Сальма встретилась на съемочной площадке со своей большой подругой в жизни Пенелопой Крус. Действие фильма разворачивается в далеком 1880 году, когда на большой дороге возникла роковая опасность, и две девушки - образованная дочь состоятельного джентльмена и грубоватая крестьянка - вышли грабить банки. Ни один сейф не мог устоять перед их убийственной красотой.

Эта картина была неоднозначно воспринята публикой - если критикам "Бандитки" не особо понравились, то зрители от экранного дуэта Сальмы и Пенелопы были и остаются в абсолютном восторге. В том же году вышел в свет криминальный триллер "Одинокие сердца", на съемочной площадке которого актрисе довелось поработать с Джоном Траволтой. Сюжет этого фильма основан на реальных событиях, когда двое детективов разыскивали пару преступников по прозвищу "Убийцы одиноких сердец", которые сначала знакомились с одинокими людьми, и, узнав о них побольше, безжалостно убивали.

В сентябре 2006 года Хайек добавила к своему послужному списку роль создателя и исполнительного продюсера американского телесериала "Дурнушка Бетти", который получил признание как публики, так и критиков.

Личная жизнь

Четыре года любви Сальмы Хайек и актера Эдварда Нортона, начавшейся в 1999 году, закончились скандалами и слезами. До нее Эдвард встречался с Дрю Бэрримор, недалекой, смешливой и капризной девчонкой, и с Кортни Лав, неконтролируемой вдовой Курта Кобейна. Они обе были веселыми, легкомысленными блондинками - полной противоположностью Сальме.

Но привыкшая быть независимой, Сальма Хайек через какое-то время охладела к мужу, тем более, что тот стал часто критиковать ее манеру одеваться ("Эти широкие яркие испанские юбки смотрятся как карнавальные костюмы!"), характерный акцент, политические взгляды и фанатичную любовь к мексиканским художникам…. Устав каждый раз в ответ на обидные реплики закатывать мужу грандиозные скандалы, а потом рыдать в одиночестве, Сальма в конце концов приняла решение…

Джош Лукас стал первым, в кого Сальма влюбилась после разрыва с Нортоном. Молодой, красивый и ветреный, он казался Сальме Хайек предвестником новой, счастливой и легкомысленной жизни. Джош дарил ей пластмассовые кольца, назначал свидания в номерах отелей и слишком откровенно целовал на светских вечеринках. Но в их отношениях не было и тени той настоящей, серьезной любви, которая была поначалу у Сальмы с Эдвардом. "Ты скоро бросишь меня, - говорил Джош. - Я перестану быть тебе интересным… Ты возьмешь все, что тебе нужно, и уйдешь дальше… покорять мир… Вспомни свое детство - разве не так ты поступала всю жизнь? Разве не пошла наперекор родителям, став актрисой? Разве не оставила Нортона, когда поняла, что ваши отношения тебе больше неинтересны?" Так и произошло: в один прекрасный день она пришла к нему в нарядном платье, тщательно причесанная и идеально накрашенная. "Я поняла, что ты прав, и я ухожу. Мне с тобой больше неинтересно".

Позже Сальма Хайек собиралась выйти замуж за Франсуа Андри Пино, одного из ста самых богатых людей мира и владельца многих известных домов мод, в частности "Ив-Сен Лоран" и "Гуччи". 21 сентября 2007 года в Лос-Анджелесе у них родилась девочка, которую назвали Валентина Палома Пино. Но в июле 2008 года пара рассталась, и дочь осталась с Сальмой.

"У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг уединиться..." Таким местом релаксации для актрисы является ее секретная ферма, расположенная не очень далеко от Лос-Анджелеса в очень живописном уголке. На ней живут куры, собаки, лошади и много прочей живности. Там же есть сад и огород. И каждый раз, когда у Сальмы появляется свободное время, она стремится туда, чтобы насладиться природой, сама собирает фрукты и делает из них варенье или мармелад для своих друзей.

Интересные факты

Сальма Хайек страдает дислексией.

Она одна из двух мексиканских актрис, которые номинировались на премию "Оскар". Вторая — Кэти Хурадо в 1954 году.

Вместе с группой Los Vega записала песню La Bruja, вошедшую в саундтрек фильма "Фрида". Также записала песню Siente mi amor из саундтрека к фильму "Однажды в Мексике".

Сальма Хайек отказалась от роли в фильме "Маска Зорро" после того, как Роберт Родригез оставил проект в качестве режиссера. В итоге роль исполнила Кэтрин Зета-Джонс.

Актриса ненавидит пересматривать фильмы с собственным участием.

Хайек обучается в Школе просветления Рамты.

Актриса участвует в общественной жизни страны, в частности, в движении "Женщины против насилия".

11 декабря 2005 года в Осло вместе с Джулианной Мур вела ежегодный концерт по случаю вручения Нобелевской премии мира.

Сальма говорит на английском, испанском, арабском и португальском языках.

Лучшая подруга Сальмы Хайек — испанская актриса Пенелопа Крус.

Автор – MiLena

Источники информации:
"Биография Сальмы Хайек", статья, сайт "House of stars";
"Сальма Хайек", статья, сайт "Википедия";
"Полная биография", статья, сайт "People's History";
"Побег в курятник", статья, Александр Невский, сайт "Аргументы И Факты";
"Назло рекордам", статья, Дарья Фролова, сайт "Аргументы И Факты";
"Биография", статья, сайт "vseokino".
Галерея фото Сальма Хайек (Salma Hayek)

Другие актеры: